Депутат Госдумы Иван Сухарев (ЛДПР) подготовил проект изменений (есть у «Известий») Правил дорожного движения. Поправка предлагается в ст. 22 ПДД («Перевозка людей») и предусматривает изменение принципа использования удерживающих устройств (детских кресел) при перевозке в транспортном средстве несовершеннолетних. Предложение о внесении изменения будет направлено в правительство, в компетенцию которого входит изменение ПДД.

На сегодня в соответствии с п. 22.9 ПДД «перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств».

Однако, как заметил депутат, это правило не учитывает тот факт, что некоторые дети по росту и весу могут и в 10 лет превосходить своих родителей и использование для них детского кресла создаст больше угроз безопасности их здоровью, чем транспортировка в качестве обычного пассажира.

Для решения этой проблемы предлагается следующая редакция п. 22.9 ПДД: «Перевозка детей ростом до 150 см и весом до 36 кг в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортных средств, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств».

В такой редакции норма исключит возрастное условие использование детского кресла. При этом для перевозки детей старше 12 лет, но имеющих рост меньше 150 см и вес меньше 36 кг, норма предполагает использование детского кресла.

— При определении необходимости использования детских удерживающих устройств следует исходить из их основной задачи — поднятия тела ребенка до уровня штатных ремней безопасности. Это означает, что если ребенок крупнее 36 кг и его рост больше 150 см, то использование детского автокресла или бустера увеличивает риск получения увечий в случае попадания в ДТП, — отметил Иван Сухарев. — Вместе с тем некоторые дети старше 12 лет имеют низкий рост и очень мало весят, однако требование посадки в детское удерживающее устройство к ним неприменимо, что создает дополнительную угрозу их жизни и здоровью, поскольку штатные ремни безопасности не могут правильно их зафиксировать.

В отличие от России, где обязанность использования детского кресла устанавливается с учетом возраста, в других странах, в том числе и Евросоюза, уже детализировали правила до учета веса и роста юного пассажира. Например, в Австрии, Польше, Словении, Словакии, Португалии, Чехии ребенка до 12 лет не обязательно перевозить в детском кресле, если его рост 150 см и выше. В Голландии ребенок до 18 лет должен перевозиться в детском кресле, если его рост меньше 135 см. Аналогичное правило действует в Швеции, где ребенок до 15 лет ростом ниже 135 см должен перевозиться с использованием специального устройства.



Новая редакция п. 22.9 ПДД, которую предлагает депутат Сухарев, наиболее созвучна с правилами использования детских кресел в Эстонии. В соответствии с нормой, действующей в этой стране, независимо от возраста ребенка кресло должно использоваться, если рост ребенка меньше 150 см.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что сегодняшние правила перевозки детей, действующие в России, превратились в формальность и нуждаются в большей детализации.

— Предлагаемая инициатива логична. Сегодня многие дети уже в 10–11 лет едва ли не превышают по росту своих родителей, и существующие условия перевозки, конечно, нужно сделать более гибкими, — уверен он.

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин заметил, что при «правильной» трактовке и сегодняшняя норма создает условия для перевозки детей до 12-летнего возраста только с использованием ремня безопасности.

— Она говорит о специальных удерживающих устройствах, и если по причине крупных габаритов ребенка ему подойдет и обычный ремень безопасности, то вряд ли сотрудники ГИБДД будут придираться. В любом случае при возможном разбирательстве в соответствующих органах у позиции отца, пристегнувшего крупного ребенка обычным ремнем безопасности, правовая основа есть, — считает Виктор Похмелкин.

Ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук Наталья Летова считает предложение Ивана Сухарева частично правильным.

— Мы можем частично поддержать предложение автора инициативы — именно по росту до 150 см. Что же касается критерия веса, нам представляется это предложение излишним, поскольку критерии по весу и подбор детских удерживающих устройств по весовой категории ребенка представлены в правилах ЕЭК ООН № 44-04. Кроме того, автор не устраняет привязку «иные средства». Мы считаем, что это предложение на практике принципиально ничего не изменит, поскольку опять остается открытый перечень детских удерживающих устройств, и это означает, что дети также будут перевозиться в опасных «иных средствах», которые не отвечают требованиям международной безопасности, — отметила Наталья Летова.