«Приезжайте к нам на Колыму!» Это не цитата из популярного фильма, а лишь краткий пересказ содержания материалов на www.marchekan.ru. «Нет, уж лучше вы к нам», – подумал наш корреспондент, попытавшийся разобраться в истории горнолыжного курорта «Марчекан» в Магадане. На его рекламу мы наткнулись, собирая досье по скандальной истории о том, как поссорились местные чиновники с компанией «Полиметалл» из Санкт-Петербурга. Конфликт оказался резонансным и стал причиной ухудшения позиции главы области Николая Дудова в очередном рейтинге выживаемости губернаторов, опубликованном российскими СМИ.

Как и в рекламе курорта, в скандале с «Полиметаллом» фигурировало местечко Марчекан, один из портовых районов колымской столицы. Там у подножия Марчеканской сопки горняки предлагали разместить свою перевалочную базу. Впоследствии оказалось, что оба проекта – и курорт, и база – тесно связаны. И связь эта не только топонимическая. В итоге Магадан не получил ни того, ни другого.

inx960x640

Колымский Куршевель

«Нет-нет, девушка, я не имею к ним никакого отношения», – ответил бодрый голос по магаданскому номеру, указанному на сайте marchekan.ru. Вежливый отлуп был получен и с московского телефона – мол, ошиблись адресом.

А интернет-реклама тем временем призывала срочно лететь на Колыму «увидеть, чтобы влюбиться и вернуться». Разработчики сумели создать полную иллюзию того, что всесезонный спортивно-развлекательный комплекс «Марчекан» ждёт и туристов, и инвесторов уже сейчас. Там сообщалось, что первый этап строительства комплекса «Марчекан» охватывает территорию 50 га – от городской черты застройки с севера до вершины Марчеканской сопки. На Марчекане планируется открыть 12 горнолыжных трасс различной степени сложности. При перепаде высот 285 метров и разнообразном рельефе можно сертифицировать трассы слалома и слалома-гиганта для соревнований международного уровня и организации тренировок, обещали авторы. Далее говорилось о 1800 рабочих местах, 148 млн. евро в виде инвестиций, более 600 новых гостиничных номеров и так далее. Для северного, оторванного от большой земли города с населением 92 тысячи человек – замах колоссальный.

ООО «Русс-Олимп», учреждённое в середине нулевых двумя состоятельными магаданцами, шесть лет назад впервые заявило о грандиозном инвестпроекте. История умалчивает, как удалось убедить власти в том, что спортивно-развлекательный центр будут массово посещать туристы из Китая, Южной Кореи, США и Японии. Но магаданские чиновники активно включились в рекламную кампанию по продвижению идеи строительства центра, борясь со скепсисом местного населения. В 2007 году мэр столицы Колымы Владимир Печёный лично представил символ центра – мамонтёнка Диму. Тогда-то появился и главный рекламный лозунг, рассчитанный, конечно же, на иностранного туриста – The mammoth cradle («колыбель мамонта»).

Вот только сегодня никому из официальных лиц не хочется вспоминать об этом: проект исчез из всех отчётов, его не упоминают ни на традиционных заседаниях хозактива, ни в газетных публикациях. Как оказалось, местные журналисты бесповоротно охладели к нему к 2009 году. А инициаторы ещё раньше, когда поняли, что заманивать инвестора рекламными слоганами бесперспективно. Нужны доказательные расчеты, а их в Магадане никто так и не представил.

Только на www.marchekan.ru до сих пор живёт мечта построить колымский Куршевель. Сайт – единственное подкреплённое фотографиями материальное подтверждение тщетных усилий местных властей в поиске инвестиций в экономику Магадана.

Стратегия нулей

«Нам оплатили баннер на несколько лет вперёд, вот он и висит, мы не интересуемся делами заказчика, понимаете? Я туда даже не хожу. Если мы делами каждого заказчика начнём интересоваться, то тогда нам некогда будет работать», – пояснил сотрудник популярного магаданского интернет-портала КОЛЫМА.RU, где была размещена ссылка на сайт несуществующего курорта. Однако некоторое время назад дела этого самого заказчика – компании «Русс-Олимп» – сумели заинтересовать самых высокопоставленных должностных лиц в Магадане. Заинтересовать в самом хорошем смысле этого слова, конечно. Владимир Печёный неоднократно заявлял, что лично курирует проект. На заседании Международной ассамблеи столиц и крупных городов он, по слухам, даже намекнул тогдашнему московскому градоначальнику Юрию Лужкову, что был бы рад видеть в качестве инвестора супругу мэра столицы, главу «Интеко» Елену Батурину. А губернатор Николай Дудов представлял доклад о строительстве горнолыжного центра на Санкт-Петербургском экономическом форуме.

Как предполагают наши магаданские коллеги, проект изначально создавался с целью освоить государственные деньги. Учредители «Русс-Олимпа» рассчитывали в федеральном бюджете на цифру с девятью нулями. Во время презентаций постоянно подчёркивалось большое социально-экономическое значение стройки для региона. Но просители оказались неубедительными. Проект оторванным от реальности. Выхлоп массированного пиара нулевым. Хотя, как заметил наш собеседник, казённые средства всё же получить удалось, на проектные работы Федеральным агентством по физической культуре и спорту было «Русс-Олимпу» выделено финансирование в сумме 20 млн. рублей. Однако официального подтверждения этой информации найти не удалось.



Не сумев решить вопрос привлечения средств, собственники «Русс-Олимпа» сдулись. Было решено продать компанию. Предварительно на неё оформили в длительную аренду землю. Надо заметить, что строительство горнолыжного центра требовало задействовать около полусотни земельных участков, уже подготовленных с этой целью мэрией. Однако «Русс-Олимп» арендовал на 49 лет три – общей площадью 6 гектаров. Все они располагались вдоль береговой линии.

Появление на балансе компании вполне реальных активов – земли – упростило предпродажную подготовку ООО «Русс-Олимп». Возможной сделка стала в период топливного кризиса 2010 года. Тогда регион переживал серьезный дефицит ГСМ. Единственный оптовый поставщик – ООО «Колыманефтепродукт» – не справлялся с ситуацией. Под угрозу был поставлен завоз топлива в отдалённые посёлки области. В адрес губернатора Николая Дудова полетели обращения с просьбой повлиять на монополиста. Существование проблемы не отрицали и в «Колыманефтепродукте». Замгендиректора компании Михаил Суханкин предложил создать резерв топлива, «как в советские времена». «Случись что, у нас нет лишней капли горючего. Чтобы дополнительно завезти 10-20 тыс. тонн горючего, потребуются огромные средства. Но здесь без помощи федерального центра не обойтись. Большая польза была бы для общего дела, если бы крупные добычные компании сами создали бы у себя небольшой резерв», – передавало агентство «Север ДВ» со ссылкой на Суханкина.

Право на землю

Такой поворот событий изменил угол зрения предпринимательской среды на «Русс-Олимп». Имеющаяся в распоряжении компании земля когда-то принадлежала военным, на ней располагались склады топлива, а также пирс, использовавшийся для заправки подводных лодок, две из которых так и затопили на месте последней стоянки. Оставшаяся со времён холодной войны инфраструктура может быть использована под решение нынешних нужд Магадана, рассудили в «Полиметалле». Так или примерно так было принято решение о покупке ООО «Русс-Олимп». Сделка по приобретению компании была завершена в 2010 году. И питерцы приступили к воплощению идеи создания альтернативы существующим каналам поставки топлива в регион. Тем более это укладывалось в стратегию энергетической безопасности, продвигаемой «Полиметаллом». При хорошем раскладе работы планировалось завершить уже в апреле 2012 года. Компания готова была потратить на это 20 млн. долларов.

В июле в мэрию Магадана поступило обращение новых собственников ООО «Русс-Олимп» с просьбой изменить назначение земель со «строительства всесезонного спортивно-развлекательного комплекса «Марчекан» на «строительство объектов морского транспорта» для одного участка, «объектов отдыха и туризма» для второго и «объектов промышленности» для третьего. В августе компания привлекла институты «Ленморниипроект» и «Союзморниипроект» для проведения изысканий на предполагаемом месте строительства. Уже в декабре магаданским властям была представлена декларация о намерениях построить на арендуемой земле базу, включающую склады и причалы для получения, перевалки, хранения оборудования и ГСМ.

Далее события развивались не менее стремительно. «Русс-Олимпу» сразу же увеличили арендную плату за землю в 70 (!) раз. А через месяц поступило письмо с требованием расторгнуть договор аренды и вернуть земли мэрии. Предлогом к тому послужило предписание прокуратуры – участки по вине муниципальных властей были переданы «Русс-Олимпу» с нарушениями. В мэрии признали, что накануне перепродажи компании землю выделили, минуя процедуру общественных слушаний.

Пока «Русс-Олимп» в суде пытался отстоять своё право на участки, муниципальные власти зарезервировали их. А после вышли с инициативой в городскую Думу о создании там особо охраняемой природной территории. Решение было принято в течение месяца. Теперь статус земли запрещает на них хозяйственную деятельность. Доводы специалистов о том, что участки «Русс-Олимпа»» природоохранной ценности не имеют и даже загрязнены, впечатления ни на кого не произвели. Таким образом «Русс-Олимп» лишился возможности обратиться за этими участками повторно. Вопрос с землёй решили, не доводя его до процедуры общественных слушаний, не спросив мнения магаданцев и не дав возможности высказаться авторам нового марчеканского проекта.

«Полиметалл» был вынужден оставить территорию в Нагаевской бухте, но не оставив надежд на строительство собственной перевалочной базы. Хотя попытки вести диалог с властью для горняков закончились ничем. Квинтэссенцией позиции магаданских чиновников в этом вопросе стало письмо первого зама губернатора Николая Карпенко на имя генерального диктора компании Виталия Несиса. Смысл текста сводился к тому, что проект «Полиметалла» никому не нужен, в регионе и без того «созданы условия бесперебойного снабжения жидким топливом». Распоряжение полпреда в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева разобраться в ситуации и содействовать «Полиметаллу» не изменили положение дел. Собственно само дело об изъятии земли сейчас находится на рассмотрении в последней инстанции – Высшем арбитражном суде.

«Чёрная метка»

Наверно, есть своя справедливость в том, что интернет-ресурс www.marchekan.ru живёт, несмотря на то, что власти без объяснений перевернули и забыли представлявшееся новой страницей в жизни Магадана строительство горонолыжных трасс на сопке Марчекан. Это напоминание о цене чиновничьего слова. Сложно сказать, насколько дорого обойдётся репутации лидерам региона и города ущерб, нанесённый проектом «Курорт Марчекан». Не исключено, что избиратели напомнят о нём в будущем году: и Николай Дудов, и Владимир Печёный дорабатывают сроки на своих постах. Однако имиджевые издержки от марчеканского проекта «Полиметалла» уже уводят в минус магаданских политиков. Недавно глава региона Николай Дудов получил «чёрную метку» столичных политологов, поставивших ему «двойку» в рейтинге выживаемости губернаторов.

Своеобразный подход магаданских политических деятелей к работе с инвесторами обратил на себя внимание федеральных экспертов после того, как Виталий Несис заявил, что «Полиметалл» «в Магаданской области не может найти взаимопонимания по многим вопросам, и не чувствует заинтересованности в дальнейших инвестициях». Хотя в компании рассчитывали на взаимный интерес властей, поскольку собственная перевалочная база позволила бы не только оптимизировать бизнес по добыче драгметаллов, но и создать конкурентную среду в сфере торговли нефтепродуктами.

Как считают наблюдатели, слово «конкурентный» в проекте «Полиметалла» ключевой. Оно-то и сослужило недобрую службу компании. Депутат Думы Магадана, попросивший не называть его имени, предположил, что топливные компании не хотят нового игрока на рынке и включили серьёзный лоббистский ресурс для того, чтобы заблокировать проект. Для них строительство перевалочной базы «Полиметалла» чревато серьезными потерями. На долю добывающих предприятий компании в регионе приходится 50 тыс. тонн топлива в год. В переводе в дензнаки – около 2 млрд. рублей, что составляет примерно четвертую часть оборота магаданского рынка ГСМ. По мере того, как «Полиметалл» собирается увеличивать производство золота и серебра, будет увеличиваться потребление нефтепродуктов, без которых на Колыме нет ни жизни, ни работы – это и электроэнергия, и тепло, и горючее.

«Вы можете навскидку назвать город с населением менее 100 тысяч человек, способный легко отказаться от вложений в экономику на сумму 600 млн. рублей? А если эти инвестиции предполагают развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов? И почему наши первые лица так любят говорить о каких-то далёких никому не понятных проектах по строительству бунгало на Дукче, в соседней с бухтой Нагаева бухте Гертнера, или международного курорта на Марчекане?», – задавался на этот счёт риторическим вопросом один магаданский предприниматель. По его мнению, представители власти забыли о чувстве самосохранения. Так недолго стать политическим ископаемым. А образ колыбели для мамонтов за Магаданом уже закрепили.