Выскочил с «Теньки» на основную магаданскую трассу и повернул налево в сторону Хандыги. Вечерело и было уже понятно, что много проехать не удастся…

Я торопился ехать, так как мы договорились с Леной, о том, что она не будет покупать билет во Владивосток, до тех пор, пока я не буду уверен, что успеваю туда приехать. А до тех пор, пока я на Колымской трассе, быть в чем-то уверенным казалось мне страшной самоуверенностью (довольно уместная тут тавтология, на мой взгляд). Решил, что когда пересеку Алдан, то я уже смогу с уверенностью сказать точную дату моего прибытия.

Скорость я держал небольшую и вот сквозь легкую пыль показалась стоящая на обочине машина. Это была короткая нива, я снизил немного скорость и принял левее. Ее водитель стоял облокотившись локтем на капот и что-то пил из пивной бутылки. Когда я проезжал мимо он проводил меня долгим взглядом, но никаких знаков не подал. Было видно, что он просто отдыхает и помощь ему не нужна.

Я ехал дальше и думал о чем-то своем, когда вдруг заметил пыль в зеркалах. По автодороге Колыма невозможно перемещаться незаметно — любой автомобиль, на любой скорости, поднимает огромный шлейф мелкодисперсной пыли. Автомобиль быстро приближался и я разглядел, что это та самая нива.

Гоняться в сумерках с местным, за право ехать первым и не дышать пылью, занятие сомнительное. Проще пропустить и чуть снизив скорость, дождатьсяь, что пыль рассеется и ехать дальше. Но вместо того, чтобы обогнать, поравнявшись со мной, нива вдруг снизила скорость и стала ехать параллельно, я увидел, что ее водитель внимательно меня рассматривает. Я резко ударил по педали тормоза и мы «разошлись». Он в свою очередь ускорился и через какое-то время скрылся из вида.

Меня начала уже волновать эта история. Я привык, что мой, странноватого вида автомобиль, с номерным знаком далекого региона и большим количеством ярких наклеек привлекает внимание, но вечером на пустой трассе это внимание было мне ни к чему, да и причины интереса у людей бывают очень разными.

По пути в Магадан, Руслан с которым я познакомился в Ягодном, сказал мне такую фразу: «люди тут в основном очень хорошие, но ты все равно не расслабляйся – всё бывает.… Доверяй своей интуиции, если она тебя до сих пор не подвела, то, скорее всего, и дальше все будет хорошо, но будь внимателен и все время к ней прислушивайся»

Километров через десять я снова увидел эту ниву. Она стояла прямо на дороге, а рядом стоял водитель, он махнул рукой показывая мне остановиться. Нужно было принять какое-то решение и собственно кроме интуиции у меня не было никаких других советчиков. Я скинул скорость и остановился чуть в стороне. Двери у меня всегда заблокированы, я включил передачу и держа выжатым сцепление приоткрыл окно.

— Здорово, путешествуешь что ли?!
— Ну да.
— Прям, реально из самой Москвы?! Клево! Не сильно торопишься?! Если хочешь, можешь к нам на метеостанцию заехать. Чаю попьешь, отдохнешь немного. Тут рядом, я там начальником, Юра меня зовут.
— …. поехали — сказал я после небольшой паузы. Интуиция за время разговора ничего мне не подсказала, а мне было ужасно любопытно Мы подъехали к опрятному домику с множеством разнообразных антенн рядом, и пошли в небольшую кухонную пристройку рядом.
— Сейчас вскипит чай, вот сахар, конфеты. Угощайся! Только ты не подумай, у нас не кафе – платить не надо ни за что, я угощаю!
— Спасибо
Я улыбаюсь. Видно, что человек живой и искренний, на станции скучно и ему интересно про меня, а мне про него. Хорошо, что не отказался от приглашения и уж, тем более что не испугался и не пролетел мимо него на трассе.

Юра оказался начальником метеостанции. Сам он из Новосибирска, несколько лет назад его «завербовали» и он уехал работать на Колыму.
Работа не пыльная – на станции три человека, работают сутки через двое. Задача круглосуточно снимать показания приборов, через каждые три часа и отправлять данные по рации в Якутск. Сутки отработал, двое свободен. Охотится, рыбачит, ну и остальное по мелочи

Сначала, говорит, когда только приехал, было тяжело. В Новосибирске, когда позвали, то обещали, что зарплата хорошая (50 тысяч рублей в месяц) и делать особо ничего не надо. Деньги неплохие, да и интересно стало – согласился. Привезли на вертолете и буквально сбросили в тайгу. Как в том анекдоте: «спустись пониже чуть-чуть, как с трех метров прыгать-то?! Не могу, иначе они запрыгивать начнут».



Далее наш разговор не имеет смысл приводить в формате прямой речи, поэтому дальше отдельными отрывками наиболее интересные места.

Сбросили с вертолета, а там небольшая избушка и два пьяных человека. Тот, что на дежурстве еще ничего, а второй просто мертвецки. Грязь, вонища, разруха. Так полгода промучился, но не пил и работал. Заметили – перевели начальником метеостанции сюда. Вызвал из Новосибирска родную сестру и ее подругу, с бабами лучше работать – они не пьют так сильно (по крайней мере не запойно) и более чистоплотные.

У нас сейчас самая образцовая станция, говорит он с гордостью – если какая комиссия приезжает или новичков, в тот бомжатник в тайге вербуют, то всех ко мне везут (- тут он ехидно улыбается).

Зверья тут полно. Лося недавно вот взял, на медведя ловушка, прямо за огородом стоит, они тут пешком ходят.
Местные в основном все «хищничают» («хищничать» — незаконная добыча золота). А как по-другому?! Кто-то понемногу моет, кто-то по-крупному. Чаще всего после артелей работают. Те солярку и технику жалеют, берут только основной кусок и уходят, а «хищники» потом уже по краям все до грамма вымоют. Где «хищник» прошел, там уже делать нечего.
Тут везде золото, в любом ручье. Если следов нет, что кто-то тут «работал», то значит точно — золото есть. Вопрос только как его взять, чтобы оно «не ушло». Сам подумай – этот ручеек тысячелетиями тут тёк, значит и золото по нему бежало, оно обязательно нашло где-то низкую точку, перепадик какой-нибудь, и там собирается.
Самые опытные «хищники» это алкаши старые. Им золото искать не надо, они и так знают где оно. Оно им просто не нужно. Он лежит пьяный и всё, потом когда бухать нечего станет – уйдет в тайгу на сутки, вернется с 4 граммами, сдаст их и снова на неделю в запой, пока опять деньги не закончатся. Потом опять пойдет. Если бы они не пили, а только «хищничали», то наверное сказочно богатыми были.
Как куда золото сдать?! Это же Колыма, особо дорого не сдашь, конечно, но по 850р за грамм хоть в булочную можно нести.
Тут, конечно, несравненно лучше, чем в тайге. Поселок недалеко, дорога, люди порой заезжают. Но все равно скучновато. Тарелку купили, за 40 тысяч, для интернета, а настроить не можем. Не работает чего-то. Мне-то интернет не сильно нужен, я больше по охоте или рыбалке, а девки сильно грустят без него.
В прошлом году два пенсионера из Перми на «Оке» в Магадан ехали. Останавливались у меня тут ночевали. Удивительные люди. У них к Магадану шрус сломался на «Оке», а купить новый негде. Так у него жена на самолете в Иркутск за ним летала. Купила, привезла и они обратно поехали. Удивительные люди!
Я не всех сюда пускаю. Станция совсем рядом с дорогой, свет горит ночью и много народу разного заходит. Кто-то переночевать просится, кто-то воды вскипятить. Тут, так-то, нельзя посторонним находиться. Но я по людям смотрю, если нормальный человек, могу и оставить. А если вижу что мутный какой-то, то у меня разговор короткий – нет и всё, я тут решаю! У меня и ружье есть серьезное. А как иначе?! Я один тут с бабами, медведь то ладно, с ним то попроще, а вот если люди лихие, то тут вопрос другой.

Послышался громкий звук дизеля и во двор заехала грузовая машина. В кухню зашел человек, молча пожал мне и Юре руки и сел на табуретку у противопложной стены. В этот момент интуиция проснулась и сказала, что пора мне уже ехать.

— Ладно, я поеду, наверное. Мне еще сегодня хоть немного протянуть нужно.
— Смотри сам, я тебя не гоню, если что.
— Нет, спасибо, поеду. Давай хоть посуду за собой помою?
— Вот еще новость! Плохая примета когда гости посуду моют. Денег не будет — смеётся.
— Спасибо за всё, я рад что мы встретились.
— Взаимно, будешь снова тут ехать, заезжай…

Я сел в машину и поехал. За разговором пролетело часа два-три, не меньше, и была уже почти полночь. Выручила привычка отмечать точками все места, где я уже ночевал. Доехал до такой точки, свернул с трассы, пропетляв немного по кустам, развернул палатку на крыше и уснул. Ночью был первый заморозок.

P.S> Фотографии Юры у меня нет. Жаль — очень колоритный он персонаж, но было как то не очень лезть к нему с камерой. Неуместно, что-ли…

P.S.2> Пост собственно про то, что вокруг очень много чего интересного, но чтобы это интересное услышать или увидеть иногда нужно менять привычный порядок или делать то, что может показаться безрассудным или небезопасным на первый взгляд.